Для итогового собеседования

Демоверсия |  Тренировочные варианты | Критерии оценки 

Несколько текстов реального итогового собеседования 2024 года

Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об основателе благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавете Александровне Олескиной (родилась в 1988 году).

Благотворительный фонд «Старость в радость», руководителем которого является Елизавета Александровна Олескина, вырос из волонтёрского движения, возникшего почти случайно. В 2006 году Елизавета, студентка филологического факультета МГУ, в составе фольклорной экспедиции отправилась в Псковскую область. В поисках народных песен она посетила сельский дом престарелых. Девушку поразили не только плохие условия проживания стариков, но и тоска в их глазах.

Вернувшись в Москву, Елизавета решила принимать активное участие в благотворительных проектах, направленных на помощь старикам. В 2007 году она иниции́ровала создание сетевого социального проекта, посвящённого празднованию Дня Победы в одном из подмосковных домов ветеранов. Постепенно вокруг Елизаветы сформировалась группа единомышленников, которые решили на постоянной основе помогать одиноким старикам.

Волонтёры приезжали в дома престарелых и инвалидов, устраивали для них маленькие праздники: вместе пели, организовывали чаепития, искали для одиноких людей «внуков по переписке» – тех неравнодушных, которые писали бы добрые, душевные бумажные письма бабушкам и дедушкам, живущим в социальных учреждениях.

В 2011 году был зарегистрирован благотворительный фонд «Старость в радость», который на сегодняшний день курирует более 400 домов- интернатов в 50 регионах России, оплачивает труд более 150 помощников по уходу, а также лекарства, средства гигиены, необходимое оборудование. Благодаря деятельности фонда жизнь многих пожилых людей, считавших себя совсем одинокими, вновь обрела смысл.

(194 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Елизаветы Александровны Олескиной:

«Помогать пожилым людям и полезно, и важно, и очень радостно. Это даёт тебе и смысл существования, и понимание, что тебя любят, что ты нужна».

Подумайте, где лучше использовать слова Е.А. Олескиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об архитекторе Матвее Фёдоровиче Казакове (1738–1812).

Матвей Фёдорович Казаков родился в семье служащего, выходца из крепостных крестьян. В 13-летнем возрасте в награду за безупречную службу отца Матвей был зачислен в архитектурную школу. Учащиеся школы не только изучали теорию архитектуры, но и получали практические навыки: контролировали строительные работы, составляли ра́порты о замеченных ошибках. По окончании школы Казаков был принят на службу к главному архитектору Москвы.

В 1763 году дотла сгорел город Тверь, восстанавливать его поручили московским архитекторам. Казаков был одним из разработчиков генерального плана нового города, а построенный по его проекту Тверской дворец стал лучшим зданием в городе и принёс автору заслуженное признание.

В Москве Матвей Фёдорович Казаков участвовал в проектировании Большого Кремлёвского дворца, руководил строительством императорского путевого дворца, здания Сената в Кремле, здания Дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, нескольких больниц. Казаков смело использовал новые приёмы, внедряя в зодчество достижения науки и техники своего времени. Архитектор разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Их монументальные формы предопределили классический облик архитектуры Москвы, создали её настроение, тональность, узнаваемые черты.

Матвей Фёдорович обладал большим педагогическим талантом. Под его руководством работала архитектурная школа, учениками которой в своё время были знаменитые архитекторы России. Все три сына Казакова стали его учениками и помощниками.

(197 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Матвее Фёдоровиче Казакове, включив в пересказ слова его современника Петра Степановича Валуева:

«Прославленный по всей России архитектор Казаков наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами».

Подумайте, где лучше использовать слова П.С. Валуева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о российском военном и государственном деятеле, великом благотворителе и просветителе, члене российского Императорского Дома, внуке Павла I, генерале, сенаторе, члене Государственного совета герцоге Петре Георгиевиче принце Ольденбургском (1812–1881).

Пётр Георгиевич Ольденбургский – самый крупный благотворитель XIX века. Своё состояние он тратил на воспитание сирот, на спасение неимущих. Принц считал своим долгом напоминать людям о сострадании к ближним, милосердии и благотворительности, напоминать не словом, а делом.

Одной из главных забот Петра Георгиевича стало попечение об образовательных учреждениях. Он взял под свой контроль сиротские дома и приюты, открывал начальные школы, воспитанники которых получали образование, а также ремесленные училища, дающие студентам профессию. Благодаря заботе принца тысячи обездоленных и сирот нашли своё место в жизни.

Пётр Ольденбургский стал реформатором женского образования в России: организовал высшие женские педагогические курсы и медицинские училища, открыл первые в России женские гимназии и первую общину сестёр милосердия. Принц построил в Санкт-Петербурге Мариинскую больницу для бедных, уникальную детскую больницу, в которой впервые в России появились детское хирургическое отделение, изолированный корпус для инфекционных больных. Чтобы дети на время болезни не прерывали учения, к ним приглашали педагогов.

Мариинская и детская больницы и сегодня принимают больных, а здания, построенные на деньги принца Петра Георгиевича Ольденбургского, до сих пор украшают Петербург. На этих зданиях установлены мемориальные доски в память о благотворителе. В 2012 году в Санкт- Петербурге на месте захоронения принцев Ольденбургских установлен бюст Петра Георгиевича.

(192 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Петра́ Георгиевича Ольденбургского:

«Ближнего благо и горе были святынею мне».

Подумайте, где лучше использовать слова П.Г. Ольденбургского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о ветеране Великой Отечественной войны, авторе военных мемуаров Александре Ильиче Шумилине (1921-1983). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

9 мая наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Это великий праздник. О войне снято множество кинофильмов, написаны романы, изданы мемуары ветеранов.

Александр Ильич Шумилин прошёл всю войну и написал воспоминания, в которых рассказал о простых солдатах и младших офицерах, чей подвиг принёс нашей стране Победу. Александр Шумилин встретил войну курсантом Московского пехотного училища. В августе 1941 года он был произведён в офицеры и отправлен на фронт командиром взвода. Младшие офицеры находились вместе с солдатами и делили с ними все тяготы войны. До тяжёлого ранения весной 1944 года Шумилин находился на передовой. Он командовал пехотинцами, пулемётной ротой, служил в полковой разведке.

Спустя много лет после войны к Александру Ильичу обратились военные поисковики с просьбой узнать фамилии тех, кто захоронен в одной из братских могил. Это послужило поводом к написанию воспоминаний. Работа над книгой продолжалась восемь лет. В книге «Ванька-ротный» автор рассказывает обо всём, что пережил на войне: о голоде, холоде, больших потерях и вместе с тем о героизме солдат, бесстрашно идущих в атаку на врага.

Книга Шумилина «Ванька-ротный» была издана в России огромными тиражами и сразу стала бестселлером. Воспоминания отличаются такой степенью точности, что помогают поисковикам заново открывать страницы военной истории.

(193 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Александре Ильиче Шумилине, включив в пересказ слова из его воспоминаний:

«Война - это не кино про любовь на фронте, не романы с их романтизацией войны, это не нарисованная красным карандашом стрела на карте. Война - это тяжёлый труд солдата».

Подумайте, где лучше использовать слова А.И. Шумилина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о российском картографе, создателе первой карты Сибири Семёне Ульяновиче Ремезове (1642-1721). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Сибирь - самый большой регион России. Это таинственная, необъятная и суровая земля, которая столетиями влечёт к себе людей. Величественные реки, дремучие леса, бескрайняя степь, суровые горы - всё это Сибирь. Лишь с XVI века стали осваивать сибирскую землю: строились города, появились дороги, поплыли по рекам торговые корабли.

На высоком берегу реки Иртыша стоит сказочный белокаменный город Тобольск, бывший когда-то столицей Сибири. В Тобольском кремле на главной площади установлен памятник Семёну Ульяновичу Ремезову, по чертежам которого в городе был построен кремль. Он первым составил атлас Сибири, сборник карт с описаниями земель, народов и природных ресурсов.

Чем только не занимался Ремезов в своей жизни: путешествовал, строил города, создавал летописи! Как и подобает настоящему учёному, он хотел передать свои знания людям. Результатом его работы стал атлас Сибири «Чертёжная книга». На созданных Ремезовым картах нанесены земли по берегам сибирских рек, указаны населённые пункты, приведены сведения о ландшафте, народах и полезных ископаемых.

Современные учёные всё чаще обращаются к трудам Семёна Ульяновича. Его карты и описания служат бесценным источником информации о Сибири конца XVI -начала XVIII века. Они позволяют лучше понять расселение народов по сибирским рекам, а также уточнить местонахождение давно исчезнувших городов. Ремезов внёс большой вклад в развитие и изучение этого региона России.

(198 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Семёне Ульяновиче Ремезове, включив в пересказ слова историка Николая Ивановича Костомарова:

«Ремезов подошёл к задаче как настоящий учёный. Он произвёл систематизацию полученной им информации о географии, природе, истории Сибири. Ему удалось создать довольно точные карты, близкие к европейскому пониманию картографии».

Подумайте, где лучше использовать слова Н.И. Костомарова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о русском адмирале, исследователе Дальнего Востока Геннадии Ивановиче Невельском (1813-1876). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Геннадий Иванович Невельской - исследователь, мореплаватель, адмирал, внёсший огромный вклад в изучение территорий Приамурья. В 1829 году он поступил в Морской кадетский корпус. Там юноша увлёкся географией Дальнего Востока. В то время в книгах и на картах приводились неоднозначные сведения об этих недостаточно изученных территориях. Молодой моряк подвергал сомнению эту информацию. Им овладела жажда собственных географических исследований.

Получив звание офицера, Невельской исходил на различных судах Балтийское, Северное и Средиземное моря, мастерски овладел искусством кораблевождения. Геннадия Ивановича ожидала блестящая карьера на Балтике, а он попросился на небольшое парусное транспортное судно «Байкал», готовое к отплытию на Камчатку.

Назначенный капитаном «Байкала» Невельской привёл корабль в Петропавловск-Камчатский. Оттуда экспедиция направилась в Охотское море. Путешественники достигли и северного берега острова Сахалин, нашли вход в Амурский лиман и достигли устья реки Амура, где провели многочисленные исследования. Так свершилось важное географическое открытие: было доказано, что Сахалин - это остров, а не полуостров, как считалось долгие годы.

В 1849-1855 годах состоялась российская «Амурская экспедиция» под руководством Невельского. Был основан город Николаевск-на-Амуре. Команда занималась топографическими съёмками, составила чертёж реки Амура. А главное, была подтверждена возможность судоходства на Амуре. Действия экспедиции стали импульсом для активной дипломатической деятельности. В результате заключения международных договоров к России присоединились обширные дальневосточные земли и остров Сахалин.

(199 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Геннадии Ивановиче Невельском, включив в пересказ слова государственного деятеля Николая Николаевича Муравьёва-Амурского:

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России».

Подумайте, где лучше использовать слова Н.Н. Муравьёва-Амурского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание I. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о советском и российском историке, дешифровщике письменности индейцев майя Юрии Валентиновиче Кнорозове (1922-1999). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

В Северной Америке, на территории современной Мексики, когда-то существовала цивилизация индейцев майя. Они строили города из камня, возводили дворцы и высокие пирамиды. Майя знали математику и астрономию. В своей письменности индейцы не использовали буквы или иероглифы, они рисовали картинки.

Со второй половины XIX века учёные разных стран пробовали разгадать индейские рисунки. Но все попытки оказались безуспешными. Исследователи отчаялись и признали: «Дешифровка письма майя невозможна». Статья с этим заявлением попалась на глаза молодому студенту-историку Юрию Валентиновичу Кнорозову, и он решил бросить вызов мировой науке и расшифровать письменность индейцев.

Учёный внимательно изучил копии рукописей майя, хранившихся в советских библиотеках, и пришёл к выводу, что письмо майя было слоговым. Рисунок означал не букву, как в алфавите, не слово, как в иероглифе, а слог. Такое заключение он сделал на основании подсчёта и тщательного изучения повторяющихся знаков. Опираясь на свой метод, Кнорозов дешифровал около 75 % знаков письменности майя.

Работа молодого историка произвела сенсацию в научном мире. Учёный, не выходя из своего кабинета, сделал то, что не удавалось другим в течение столетия. Кнорозов стал желанным гостем в Мексике, его популярность была такова, что даже простые мексиканцы узнавали его. В знак признания заслуг учёного недалеко от знаменитых пирамид майя Юрию Валентиновичу был поставлен памятник.

(198 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юрия Валентиновича Кнорозова:

«То, что создано одним человеческим умом, может быть разгадано другим. Неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки».

Подумайте, где лучше использовать слова Ю.В. Кнорозова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о русском адмирале, полярном исследователе Фёдоре Фёдоровиче Матюшкине (1798-1883). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Первый выпуск Царскосельского лицея на века прославлен его учениками Александром Пушкиным, Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. К ним можно причислить и мореплавателя Фёдора Матюшкина.

Ещё в Царскосельском лицее он мечтал стать моряком, зачитывался книгами по географии и мореплаванию. За любовь к морю юный лицеист получил прозвище «Плыть хочется». После окончания лицея бесстрашный гардемарин отправился в кругосветное плавание на корабле «Камчатка». Оказалось, что Матюшкин был подвержен морской болезни, но огромная сила воли помогала ему преодолевать страдания.

Весной 1820 года Матюшкин был назначен в экспедицию барона Врангеля, отправлявшуюся к берегам Северного Ледовитого океана. Вместо корабля его ждали нарты с упряжкой собак, вместо морских просторов - тайга и тундра. Через три тяжелейших года сухопутных переходов на карты Российской империи были нанесены линия океанского берега и притоки Колымы. Один из открытых мысов в Северном Ледовитом океане был назван в честь Фёдора Матюшкина.

Фёдор Фёдорович прожил долгую жизнь: служил на Черноморском флоте под командованием адмирала Лазарева; стал адмиралом, сенатором. Получив весть о гибели Пушкина, Фёдор Матюшкин в глубоком отчаянии написал другу-лицеисту Яковлеву: «Пушкин убит! У кого поднялась на него рука?» Матюшкин первым предложил поставить памятник поэту в Москве и вплоть до своей кончины свято хранил лицейский архив.

(192 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Фёдоре Фёдоровиче Матюшкине, включив в пересказ цитату из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, приуроченного к лицейской годовщине 1825 года:

Счастливый путь!

С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!

Подумайте, где лучше использовать цитату из стихотворения А.С. Пушкина в пересказе Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о народной артистке СССР Татьяне Ивановне Пельтцер (1904 1992). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Родилась Татьяна Ивановна Пельтцер 6 июня 1904 года в Москве. Её отец был известным актёром и режиссёром. Папа для девочки всегда являлся объектом для подражания. Глядя на него, Таня твёрдо решила стать артисткой.

Профессиональное образование актрисы театра Татьяна Пельтцер не получила. Это мешало её карьере: без диплома талантливую артистку не воспринимали всерьёз. Признание пришло к Татьяне Пельтцер довольно поздно, когда ей было уже за 50. Татьяне Ивановне пришлось сменить много театров из-за отсутствия профессионального признания у начальства и коллектива.

В кино Татьяна Пельтцер начала сниматься с эпизодической роли в комедии «Свадьба», которая вышла в 1943 году. Первую большую роль Татьяна получила в драме «Простые люди» 1945 года. Но кинолента не прошла цензуру, поэтому долгие 11 лет она была недоступна зрителю. Всё это время Пельтцер доставались лишь неприметные эпизодические роли. Настоящую всесоюзную славу актриса получила в 1955 году, когда она снялась в кинокомедиях «Солдат Иван Бровкин» и «Максим Перепелица». Татьяне Ивановне удалось блистательно сыграть роль простой сельской женщины. Благодаря этому её называли «матерью русского солдата».

Татьяна Ивановна редко играла главные роли. Режиссеры видели в ней мам, бабушек, уборщиц, гардеробщиц, учительниц, медсестёр. Но её роли в кино и театре по популярности  и запоминаемости  у зрителей часто затмевали роли главных героинь.

(198 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Татьяне Ивановне Пельтцер, включив в пересказ слова режиссёра Марка Анатольевича Захарова:

«Её таланту суждено было расцвести во второй половине жизни. Она поистине великая русская артистка».

Подумайте, где лучше использовать слова М.А. Захарова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о Герое Советского Союза Матвее Кузьмиче Кузьмине (1858-1942). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник: пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается вдаль. Это Матвей Кузьмич Кузьмин, повторивший в годы Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина.

В начале войны Матвею Кузьмичу было 83 года. В августе 1941 года его родная деревня Куракино Псковской области была оккупирована гитлеровцами. Фашисты предложили старику сотрудничество, но тот отказался.

В начале 1942 года неподалёку от деревни Куракино заняла оборону советская стрелковая бригада, а в феврале в деревню прибыл батальон немецких горных стрелков. Он должен был нанести советским войскам внезапный удар с тыла. Гитлеровцам нужен был проводник. Матвею Кузьмичу пообещали деньги, муку, керосин и охотничье ружьё. Старик на предложение согласился. Ночью 14 февраля немецкий отряд вышел из Куракина. В темноте Матвей Кузьмич водил врагов лесными тропами, а на рассвете они вышли к деревне, где их неожиданно встретил шквальный огонь. Дело в том, что сын Кузьмина Василий сообщил командиру стрелковой бригады о планах врага. Чтобы выиграть время, Матвей Кузьмич всю ночь водил немцев окольными дорогами, а на рассвете вывел под огонь советских бойцов. Поняв, что старик обманул их, фашисты застрелили его. Вражеский отряд был разбит, операция гитлеровцев сорвана.

83-летний Матвей Кузьмин стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за всю историю его существования.

(201 слово)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Матвее Кузьмиче Кузьмин е, включив в пересказ слова писателя Бориса Николаевича Полевого:

«Так прожил последний день своей долгой жизни крестьянин Матвей Кузьмин. Его похоронили, как офицера, с воинскими почестями, дав три залпа над заснеженной могилой».

Подумайте, где лучше использовать слова Б.Н. Полевого в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об организаторе народного ополчения Кузьме Минине (1570-1616). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

В начале XVII века Российское государство переживало очень трудное время из-за накопившихся внутренних проблем и угрозы интервенции. Войны, голод, захват части территории страны врагами, кризис власти - всё это позволило данный период истории назвать Смутным временем.

Кузьма Минин вошёл в историю России как русский национальный герой, спасший в этот тяжёлый период Отечество от польско-литовских захватчиков. Он был состоятельным купцом, пользовался уважением жителей Нижнего Новгорода. Прекрасный оратор, справедливый и рассудительный человек, Минин в 1611 году был избран слободским старостой.

B 1612 году Кузьма Минин стал одним из руководителей народного ополчения. Он выступил с речью перед народом, призвав его встать на защиту Родины. Минин и нижегородские купцы дали деньги на организацию войска, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Купец Кузьма Минин отвечал за хозяйство и снабжение. Дружина множилась и набирала силу с каждым днём. В октябре 1612 года ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от польско-литовских отрядов. Был созван Земский собор - собрание представителей всех слоёв населения, на котором избрали царя.

Кузьма Минин - образец бескорыстного служения Отечеству. В Москве и Нижнем Новгороде ему установлены памятники. 4 ноября - день освобождения Москвы от иноземных захватчиков дружиной Минина и Пожарского - уже много лет является государственным праздником. Это День народного единства, день воинской славы

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из воззвания Кузьмы Минина:

«Окажем помощь Московскому государству! Не пожалеем ни жизней своих, ни имущества».

Подумайте, где лучше использовать слова Кузьмы Минина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о великом русском пианисте, композиторе, дирижёре Сергее Васильевиче Рахманинове (1873–1943).

Сергей Васильевич Рахманинов начал заниматься музыкой в 4 года. В 18 лет окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано. На выпускной экзамен Рахманинов представил оперу «Алеко». Присутствовавший на экзамене Пётр Ильич Чайковский оценил её отметкой «пять» с тремя плюсами. Через год опера была поставлена в Большом театре.

В 90-х годах XIX века началась концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из величайших пианистов мира. Слушателям Сергея Васильевича казалось, что он не знает никаких технических трудностей. Первые годы ХХ столетия стали временем расцвета его композиторского дарования: были созданы фортепианные прелюдии, романсы, Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром. В это время засверкала ещё одна грань таланта музыканта: он раскрывается как прекрасный дирижёр.

В 1917 году Рахманинов выехал с концертами в Европу и Америку. Всюду о нём восторженно писала пресса, публика стремилась в концертные залы. Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по Родине выразил в «Трёх русских песнях для хора с оркестром», Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны Сергей Васильевич давал концерты, сбор от которых поступал в Фонд обороны СССР.

Имя этого великого музыканта известно во всём мире, его часто называют «русским гением». Рахманинов был великолепным пианистом, блестящим дирижёром и талантливым композитором. Его творчество оказало влияние на мировую музыку ХХ века.

(200 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ строки из письма Сергея Васильевича Рахманинова:

«От одного из русских – посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Подумайте, где лучше использовать слова С.В. Рахманинова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о советском полководце, маршале Александре Михайловиче Василевском (1895‒1977).

9 мая наша страна отмечает День Победы. Это праздник в честь победы над гитлеровской Германией и её европейскими союзниками. Но Вторая мировая война не закончилась в этот день. На Дальнем Востоке, на границе СССР, стояла огромная Квантунская армия Японии – союзника Германии. Разгром Квантунской армии и подписание 2 сентября 1945 года Акта безоговорочной капитуляции Японии ознаменовали конец Второй мировой войны. Советскими войсками на Дальнем Востоке командовал маршал Александр Михайлович Василевский.

В юности Александр хотел продолжить дело отца ‒ тоже стать священником. Но разразилась Первая мировая война, и Василевский записался в армию добровольцем. Его военная карьера развивалась стремительно: спустя два года он уже был боевым офицером, награждённым за храбрость орденами. В наградных листах указывалось, что Василевский личным примером увлекал своих солдат в атаки на позиции неприятеля.

После революции Александр Михайлович был призван в Красную армию. Талантливый офицер был замечен командирами и переведён на работу в Генеральный штаб. Во время Второй мировой войны Василевский разрабатывал многие операции Красной армии. Считается, что он единственный советский военачальник, который ни разу не потерпел поражение.

Звёздным часом маршала Василевского стала победа над Квантунской армией. Советские войска под его командованием в течение трёх недель умелыми действиями полностью разгромили миллионную группировку противника, чем принудили Японию к капитуляции.

(198 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Александре Михайловиче Василевском, включив в пересказ слова из его воспоминаний:

«У меня не было никакого опыта. Мне дала его сама жизнь. Мировая война, революция, Гражданская война и служба в Советских Вооружённых Силах ‒ вот мои университеты».

Подумайте, где лучше использовать слова А.М. Василевского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о русском ботанике, зачинателе российского природоохранного движения Иване Парфеньевиче Бородине́ (1847‒1930).

Иван Парфеньевич Бородин – учёный-биолог, который первым поднял проблему важности защиты природы, стал основоположником экологии в России. По окончании университета молодой специалист был приглашён преподавать ботанику в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Бородин был замечательным педагогом. Для студентов он создал Ботанический кабинет, впервые в России ввёл практические занятия и экскурсии как форму обучения. Бородин – автор двух знаменитых учебников по ботанике.

Научной специальностью Ивана Парфеньевича был сложный биологический процесс – дыхание растений. Учёный получил мировое признание, открыв кристаллы хлорофи́лла и установив «кривую дыхания». Иван Парфеньевич создал Русский гербарий, возведённый в статус Национального. Коллекция содержит более 5000 видов растений со всей России. Гербарий, кроме учебных целей, служит для сопоставления видов, ещё сохранившихся в природе и уже исчезнувших.

Как ботаник, Бородин замечал, что с развитием промышленного производства происходит уничтожение живой природы. Учёный был первым, кто встал на её защиту и инициировал её рациональное использование человеком. В 1912 году под руководством Бородина была основана первая Природоохрани́тельная комиссия, с 1915 года началось создание заповедников. По всей стране были организованы общества охраны природы.

Иван Парфеньевич внёс огромный вклад в науку, заложил основы российской экологии как нравственного долга перед Родиной и человечеством. Именем учёного названы открытые им кристаллы хлорофилла, Национальный гербарий, виды и семейства растений.

(195 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Ивана Парфеньевича Бородина́:

«Сокровища природы так же уникальны, как картины Рафаэля, – уничтожить их легко, но воссоздать невозможно».

Подумайте, где лучше использовать слова И.П. Бородина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об известном враче Николае Васильевиче Склифософском (1836-1904). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Николай Васильевич Склифософский один из самых известных, искусных и деятельных врачей и учёных России - был девятым ребёнком в бедной дворянской семье. Вопреки тяжёлым бытовым условиям Николай закончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 27 лет он защитил докторскую диссертацию и всю дальнейшую жизнь посвятил медицине.

Николай Васильевич стал участником нескольких военных кампаний - работал в полевых лазаретах во время австро-прусской, франко-прусской, балканской и русско-турецкой войн. Оперировать приходилось круглосуточно, под грохот канонады. Современники подчёркивали, что он всегда поддерживал высокий уровень врачебного мастерства. О его спокойствии и интеллигентности в общении со студентами и с самыми разными людьми ходили легенды. На операциях он был краток, немногословен, чётко отдавал распоряжения и оперировал в полной тишине, требуя того же от учеников.

Благодаря Николаю Васильевичу в отечественной медицине появилась практика обеззараживания медицинского инструмента, одежды и рук хирургов. Это позволило свести к минимуму осложнения после операции, которые в те времена были не редкостью. Он разработал новые методы операций, вырастил поколение прекрасных врачей, которые продолжили развивать его идеи.

Имя профессора Склифософского носит Научно-исследовательский институт скорой помощи, который часто называют «Склиф». Каждый год здесь оказывают помощь тысячам пациентов со всех регионов России.

(188 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова профессора Николая Васильевича Склифосовского:

«Московскому университету обязан я своим образованием, своим развитием. Оттуда вынес я те идеалы, которые постоянно были светочами на пути моей практической деятельности».

Подумайте, где лучше использовать слова Н.В. Склифосовского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом директоре Пушкинского музея-заповедника «Михайловское» Семёне Степановиче Гейченко (1903- 1993). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Семён Степанович Гейченко - профессиональный искусствовед. Он закончил университет по специальности «история искусств», с 19 лет работал в музеях, принимал участие в создании домов-музеев поэта Александра Блока, писателя Фёдора Достоевского, художника Илий Репина.

В Великую Отечественную войну Гейченко воевал, был тяжело ранен. После демобилизации его, как опытного искусствоведа, направили в Псковскую область - восстанавливать усадьбу Александра Сергеевича Пушкина «Михайловское». Новое место работы, хорошо знакомое Семену Степановичу ещё с довоенных лет, предстало перед ним разорённым: вместо пушкинской усадьбы, памятных мест - пепелище, кругом завалы, воронки от снарядов, подбитая военная техника, много заминированных участков. Уже первые послевоенные годы был воссоздан дом-музей поэта в Михайловском, а ещё через несколько лет усадьба приобрела свой исторический облик.

Семен Степанович добился организации музеев-заповедников в соседних усадьбах, где когда-то жили родственники и друзья поэта. Он восстановил удивительный мир пушкинской поры: дома, парки, мельницы, монастырь и даже окрестные пейзажи. Учёный был великолепным рассказчиком, проводил интереснейшие экскурсии, зажигая в сердцах слушателей любовь к творческому наследию Александра Сергеевича Пушкина.

Каждый год десятки тысяч посетителей «Михайловского» видят результат многолетней кропотливой работы легендарного хранителя музея- усадьбы. Почти 70 лет Гейченко беззаветно служил музейному делу.

(179 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Семёна Степановича Гейченко:

«В пушкинских местах человек обретает радость бытия, видя вокруг себя красоту, ощущая сердечность. Здесь человек преображается».

Подумайте, где лучше использовать слова С.С. Гейченко в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о русском флотоводце, командующем Черноморским флотом, командующем русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирале Фёдоре Фёдоровиче Ушакове (1745-1817). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Фёдор Фёдорович Ушаков великий русский флотоводец, непобедимый адмирал. Он не проиграл ни одного из 43 морских сражений, которыми командовал, не потерял ни одного корабля, несмотря на то что силы противника превосходили его подчас вдвое.

Его умение действовать продуманно и дерзко проявилось во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Уже в первом бою при острове Фидониси, командуя авангардом эскадры, Ушаков нанёс поражение превосходящим силам турок. Тактика талантливого флотоводца была проста: не дать сомкнуть кольцо вокруг русских кораблей. Умение разгадать намерения неприятеля, мгновенно принять грамотное решение, отказ от стереотипных ходов стали характерными чертами Ушакова, выделявшими его из ряда других офицеров.

Во время средиземноморского похода, который длился с 1798 по 1800 год, вице-адмирал Ушаков проявил себя как искусный флотоводец, политик и дипломат. Он освободил Ионические острова от французской оккупации, затем буквально за сутки с моря взял мощнейшую крепость Корфу. В результате действий Ушакова Франция лишилась господства в Адриатике, утратив Ионические острова, а Россия приобрела военно- морскую базу Корфу, что помогло союзникам в последующих войнах c Францией.

За 20 лет службы на Чёрном море ни одно судно его флотилии не погибло, ни один солдат не попал в плен. В 2004 году адмирал причислен к лику святых как праведный войн Феодор Ушаков.

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове, включив в пересказ слова доктора исторических наук Валерия Николаевича Ганичева:

«Ни один из флотских командиров в мире такого количества побед не имел. Но эти победы стали возможны благодаря не только личному мужеству Ушакова, его таланту тактика, но и дару воспитателя».

Подумайте, где лучше использовать слова В.Н. Ганичева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о предпринимателе, владельце мукомольных заводов, благотворителе Матвее Емельяновиче Башкирове (1843–1924).

Матвей Емельянович Башкиров родился в семье крепостного крестьянина, который получил вольную и стал успешным купцом. Благодаря упорному труду спустя несколько лет бывший крепостной основал в Нижнем Новгороде фирму «Емельян Башкиров с сыновьями», которая занималась хлебной торговлей и производством муки́. Уже в 1870-х годах семья Башкировых насчитывала миллионное состояние.

В 1895 году Матвей Емельянович поставил на берегу Оки паровую мельницу, которая позволила ему стать крупным предпринимателем. Мука башкировского помола отличалась многообразием сортов, считалась лучшей в России, была известна за границей.

В начале Первой мировой войны Матвей Башкиров вместе с другими промышленниками оплатил эвакуацию Варшавского политехнического института в Нижний Новгород. Впоследствии это стало основой создания Нижегородского университета и политехнического института.

Главным делом своей жизни Матвей Емельянович считал помощь простым людям. Он опекал нижегородский сиротский приют: жертвовал ему деньги, оплачивал обучение подросткам. Башкиров построил водокачку в селе Знамёнки, где у него была дача, и отремонтировал обветшалый сельский храм. У рабочих мукомо́льных заводов Матвея Башкирова были благоустроенные общежития, им платили пособия на детей, а когда в губернии случался неурожай, хозяин раздавал муку́ и зерно из своих хранилищ. В 1917 году большевики отобрали у Матвея Башкирова всё состояние. Умер он в нищете. Но построенные им мельница, училища, храмы и дома до сих пор служат людям.

(200 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого выказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Матвее Емельяновиче Башкирове, включив в пересказ слова историка Всеволода Витальевича Мальцева:

«Не потеряны только честь и память, а не это ли самое главное в нашей жизни?»

Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Мальцева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о Леониде Ивановиче Рогозове (1934–2000) – советском и российском враче-хирурге, участнике шестой советской антарктической экспедиции.

В ночь на 1 мая 1961 года молодой медик Леонид Иванович Рогозов прославился на весь мир. На одной из антарктических станций произошло невероятное событие. В ходе операции по удалению аппендикса пациентом и врачом оказался один и тот же человек. Тот день вошёл в историю мировой медицины.

Будущий полярник вырос в Забайкалье в рабочей семье. В 1954 году он поступил в Ленинградский мединститут. Учился Рогозов успешно, и по окончании вуза его зачислили в ординату́ру. Там он узнал о формировании группы врачей-добровольцев для отправки на научную станцию вглубь Антарктиды. Леонида включили в состав этой экспедиции, и в ноябре 1960 года он отправился на далёкий материк.

После четырёх месяцев зимовки Леонид почувствовал недомогание: тошнота, повышенная температура тела, слабость и боли. Симптомы указывали на острый аппендицит. Рогозов решил оперировать себя самостоятельно. Операция длилась около двух часов. Свои действия хирург координировал, глядя в зеркало, но из-за плохого освещения приходилось часто действовать на ощупь.

Имя Рогозова узнал весь мир. Молодой хирург стал обладателем ордена Трудового Красного Знамени, сделавшись национальным героем. Всю жизнь он посвятил научной и преподавательской деятельности, трудясь хирургом в ленинградских больницах, 14 лет заведуя хирургическим отделением НИИ Фтизиопульмонологии.

(184 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леонида Ивановича Рогозова:

«Я был испуган. Но затем взял иглу с новокаином и сделал себе первую инъекцию. Каким-то образом я автоматически переключился в режим оперирования, и с этого момента я не замечал ничего иного».

Подумайте, где лучше использовать слова Л.И. Рогозова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об инженере-энергетике, специалисте по электрификации железных дорог, строителе первых гидроэлектростанций в СССР, академике АН СССР Генрихе Осиповиче Графтио (1869–1949).

Выдающийся отечественный инженер, учёный Генрих Осипович Графтио получил блестящее физико-математическое и техническое образование в России. Свободно владея несколькими иностранными языками, он стажировался на ведущих электротехнических предприятиях мира.

Вернувшись на Родину, инженер-романтик мечтал электрифицировать все железные дороги России, добыть для страны много дешёвого электричества, построив гидроэлектростанции. Графтио спроектировал и запустил первый трамвай в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века в Ставрополье Графтио спроектировал и построил первую в России гидроэлектростанцию, снабжавшую электричеством четыре курортных города Кавказских Минеральных Вод. На их улицах зажглись фонари, а минеральную воду качали электронасосы. Проект Графтио произвёл революцию в отечественной энергетике.

Генрих Осипович стал одним из авторов плана государственной электрификации России и в 1919 году приступил к строительству Волховской ГЭС. Через семь лет гидроэлектростанция дала первый ток и бесперебойно работает уже почти столетие. Волховстрой решил проблему энергоснабжения Ленинграда и в годы Великой Отечественной войны обеспечивал электроэнергией блокадный город.

После завершения строительства Нижнесвирской ГЭС Графтио пригласили выступить с докладом на заседании Шведского общества инженеров. Выслушав доклад советского специалиста, председатель общества подвёл итог: «Прежде нас приучили искать самое лучшее на Западе. Впредь мы будем искать это на Востоке».

(177 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Генриха Осиповича Графтио, обращённые к студентам Санкт-Петербургского электротехнического университета, преподавателем которого он являлся:

«Качество должно иметь только один сорт – первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды».

Подумайте, где лучше использовать слова Г.О. Графтио в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о советском учёном, общественном деятеле Андрее Дмитриевиче Сáхарове (1921-1989). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Андрей Дмитриевич Сахаров с отличием окончил школу. Будущего знаменитого физика-теоретика и общественного деятеля, как отличника, без экзаменов зачислили на физический факультет МГУ. В 1942 году Сахаров получил диплом по специальности «оборонное металловедение». Молодой талантливый учёный продолжил учёбу в аспирантуре. Его научным руководителем стал известный физик Игорь Тамм.

После окончания Великой Отечественной войны советское правительство сформировало особую исследовательскую группу: она занималась расчётами для создания водородной бомбы. В состав этой группы под руководством Тамма вошёл и Андрей Сахаров. В СССР прошли первые испытания атомной бомбы, и создание более мощной водородной было следующим шагом в гонке вооружений. Первое испытание водородной бомбы прошло в 1953 году. После успешного завершения испытаний Сахарова избрали академиком. Вместе с Игорем Таммом они получили государственные награды.

Андрей Дмитриевич, как один из создателей мощного оружия, хорошо знал о его разрушительных последствиях. Академик опубликовал статью о радиоактивных последствиях взрыва термоядерной бомбы. Сахаров призывал остановить ядерные испытания. В том числе благодаря усилиям Андрея Сахарова СССР, Великобритания и США подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия.

В 1975 году Андрею Сахарову за его вклад в деле укрепления мира была присуждена престижная Нобелевская премия. Его имя стало символом борьбы против наращивания и распространения ядерного оружия.

(191 слово)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Андрее Дмитриевиче Сахарове, включив в пересказ слова учёного Игоря Евгеньевича Тамма:

«Не может быть сомнений в том, что Андрей Дмитриевич Сахаров заслуживает не только учёной степени доктора физических наук, но и избрания в Академию наук».

Подумайте, где лучше использовать слова И.Е. Тамма в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о первой в России женщине-враче Варваре Александровне Кашеваровой-Рудневой (1841-1899).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Варвара Александровна Кашеварова-Руднева родилась в бедной и неблагополучной семье. С ней обращались грубо, иногда били. В 12 лет она ушла из дома. В дороге Варя заболела и попала в больницу. Любознательной девочкой заинтересовались врачи больницы, снабдили её одеждой и деньгами. После лечения в больнице у Варвары появился интерес к медицине.

Училась Варвара Александровна необыкновенно быстро: годичные акушерские курсы она закончила за четыре месяца. На этом учёба должна была закончиться: в России середины XIX века женщинам запрещалось учиться в высших учебных заведениях. Для одарённой девушки сделали исключение: по распоряжению военного министра её зачислили в Медико- хирургическую академию. Во время обучения Варвара Александровна ездила практиковаться в европейские клиники, написала научную работу. Академию Кашеварова-Руднева закончила с золотой медалью. Она стала первой в России женщиной, получившей диплом врача.

Варвара Александровна специализировалась в акушерстве. Она написала множество научных работ, которые публиковались в российских и иностранных журналах, защитила диссертацию.

Ей приходилось очень трудно: родители были против её занятий медициной, коллеги-мужчины завидовали её успеху, ей не разрешали преподавать, а в газетах печатали карикатуры на первого российского врача- женщину. Российское общество не было готово признать женщин равными мужчинам. Кашеварова-Руднева была вынуждена уехать из Санкт- Петербурга в деревню, где проработала сельским врачом до конца жизни.

(193 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Варвары Александровны Кашеваровой-Рудневой:

«Я была одна среди тысячи студентов-мужчин. И мне нужно было соблюдать осторожность. Ведь за мной следило столько зорких глаз, что малейшая ошибка повлекла бы моё удаление из академии».

Подумайте, где лучше использовать слова Варвары Александровны в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом русском учёном Михайле Васильевиче Ломоносове (1711-1765). 

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Холмогоры под Архангельском в семье рыбака. В детстве Ломоносов обучился только грамоте и чтению. Стремление к знаниям заставило его покинуть родные края и пешком оправиться в Москву. В 19 лет юноша поступил в Славяно- греко-латинскую академию. Благодаря способностям, труду и упорству ему удалось за пять лет пройти 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов он был отправлен на учёбу в Германию, где изучал технические и естественные науки, иностранные языки и литературу.

По возвращении на Родину Ломоносов начал работать в Академии наук. Ему принадлежат важные открытия в области физики, химии, географии, геологии. Он создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. Михаил Васильевич был не только выдающимся учёным, но и талантливым поэтом и художником: писал оды, составлял картины из мозаики.

Для развития науки и просвещения Михаил Ломоносов основал Московский университет, открытие которого состоялось 12 января 1755 года. Это был первый университет в России. В него принимали всех молодых талантливых людей независимо от сословия, к которому они принадлежали. Впервые лекции читались не иностранцами, а русскими профессорами на русском языке.

Ломоносов был первым русским учёным-энциклопедистом, труды которого опередили своё время и оказали большое влияние на развитие науки, техники, искусства и образования в России и мире.

(198 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Михаиле Васильевиче Ломоносове, включив в пересказ слова учёного-естествоиспытателя Владимира Ивановича Вернадского:

«Ломоносов был не только великий русский учёный, но и один из передовых творцов человеческой мысли».

Подумайте, где лучше использовать слова В.И. Вернадского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об архитекторе-реставраторе Петре Дмитриевиче Барановском (1892-1984).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

В Москве на Красной площади стоит сказочной красоты здание - собор Василия Блаженного. Его по праву называют восьмым чудом света. Собор является одной из визитных карточек России. Тем, что сегодня миллионы людей могут любоваться великолепным зданием, мы обязаны легендарному архитектору-реставратору Петру Дмитриевичу Барановскому.

Пётр Дмитриевич учился в строительно-техническом училище, получил диплом инженера-строителя. Уже во время учёбы Барановский увлёкся реставрацией памятников древнерусской архитектуры. Он путешествовал по стране, обмерял и фотографировал старинные здания, выявлял жемчужины средневекового зодчества.

После Октябрьской революции 1917 года Пётр Дмитриевич с удвоенной энергией занялся любимым делом - реставрировал многие здания после боёв во время Гражданской войны. Он основал несколько архитектурных музеев- заповедников, создал школу-мастерскую для подготовки реставраторов.

Каждая историческая эпоха оставляет свой след в архитектуре любой страны. Не был исключением и Советский Союз. Советское правительство решило реконструировать Москву: снести старые здания, на их месте построить новые. Барановский, как мог, защищал древнерусские памятники. Легенда гласит, что когда Пётр Дмитриевич узнал о предстоящем сносе собора Василия Блаженного, то заперся внутри собора. Взрывать этот памятник архитектуры не решились. Пусть это всего лишь легенда, но она лучше всего характеризует подвижнический труд Петра Барановского в деле сохранения нашего культурного наследия.

(184 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Петре Дмитриевиче Барановском, включив в пересказ слова архитектора и реставратора Инессы Ивановны Казакевич:

«Все исторические и архитектурно ценные дома на улицах Пречистенка и Волхонка устояли благодаря вмешательству Барановского».

Подумайте, где лучше использовать слова И.И. Казакевич в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о миллионере-золотопромышленнике, путешественнике, исследователе Севера России, публицисте, благотворителе Михайле Константиновиче Сидорове (1823-1887).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Михайл Константинович Сидоров родилcя в Архангельске в семье купца. Переехав в Красноярск, он занялся золотодобычей: участвуя в поисковых экспедициях, обнаружил более 200 месторождений золота в северо-енисейской тайге. Михаил Константинович мечтал открыть морской путь из Сибири в Европу по Северному Ледовитому океану. Он понимал: чтобы Сибирь и вся Россия развивались, нужно осваивать Север, Арктику.

Сидоров вёл поиски полезных ископаемых на Кольском полуострове и Новой Земле, открыл нефтяной промысел на реке Ухте, исследовал выходы каменного угля в бассейне Печоры.

На открытие университета в Красноярске Михаил Сидоров готов был пожертвовать пуд pолота, но uенерал-губернатор Восточной Сибири идею отверг. Более того, местные власти заподозрили энергичного предпринимателя в намерениях монополизировать золотодобычу и cтали ограничивать его деятельность. Несмотря на снижение доходов, Сидоров жертвовал деньги всем, кто просил. Он выделил средства на покупку дома для детского приюта в Тобольске, омскому благотворительному обществу, жителям, пострадавшим от наводнения в Тобольске и Усть-Сысольске. После многих неудачных проектов, не нашедших поддержки у властей, Михаил Константинович стал банкротом. Память о его добрых делах живёт в народе.

В честь Михаила Сидорова названы пароход, одна из гор на Шпицбергене, остров архипелага Новая Земля, пролив в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Михаила Константиновича Сидорова:

«На меня смотрели как на фантазёра, который жертвует всем ради несбыточной мечты».

Подумайте, где лучше использовать слова М.К. Сидорова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о русском адмирале  Степановиче Нахимове (1802-1855).

Павел Степанович Нахимов родился в семье военного. В 15 лет он блестяще окончил Морской кадетский корпус и получил звание мичмана. Так началась карьера знаменитого российского адмирала.

Павел Степанович имел огромную силу воли, был строг и требователен, но одновременно справедлив и внимателен к людям, безгранично смел, учил подчинённых на личном примере. Моряки любили адмирала. Павла Степановича называли «отцом матросов».

Адмирал Нахимов был отличным знатоком военно-морского дела. Зоркий глаз Нахимова всегда видел, как более эффективно проводить военные операции. В середине XIX века, во время Крымской войны, когда объединённые войска Турции, Англии и Франции осадили Севастополь, Нахимов возглавил оборону города. Ежедневно он обходил позиции и разговаривал с матросами и солдатами, вселяя в них уверенность в победе. В глазах подчинённых Нахимов был бесстрашным героем, который старался избежать неоправданных жертв. Сам военачальник не раз рисковал собственной жизнью, сражаясь в первых рядах с винтовкой в руках. Дважды он был ранен, но оставался в строю. Третье ранение - в голову - оказалось смертельным. Вся Россия переживала смерть прославленного адмирала. В день его похорон корабли противника в знак уважения к Нахимову не сделали ни одного выстрела, на некоторых из них флаги были приспущены.

В память о Нахимове были учреждены орден и медаль, его именем названы военно-морские училища. "

(197 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Павле Степановиче Нахимове, включив в пересказ слова известного историка, академика Евгения Викторовича Тарле:

«Морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, а единственным: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел».

Подумайте, где лучше использовать слова Е.В. Тарле в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст о российском изобретателе, создателе трамвая Фёдоре Апполоновиче Пироцком (1845-1898).

У Вас есть 2 минуты на подготовку. 

Во второй половине XIX века в России население городов быстро увеличивалось. Возникла необходимость в общественном транспорте, способном перевозить сразу много людей. Так появился электрический трамвай. Его изобретателем был российский инженер Фёдор Апполонович Пироцкий.

Он был военным инженером, занимался работами по применению электричества для нужд армии. Передача электроэнергии на расстоянии увлекла его, он начал ставить опыты. Изобретатель пришёл к выводу, что электроэнергия может заставить вращаться колёса вагона, движущегося по рельсам. В августе 1880 года в Санкт-Петербурге был запущен первый в мире трамвай, Это был лишь экспериментальный образец, вагон ездил только по территории выставки, но новинкой заинтересовались во всём мире.

Немецкие предприниматели взяли за основу изобретение Пироцкого, и через год в Берлине было открыто полноценное трамвайное сообщение. В России же строительство трамвайных линий запаздывало. Власти крупных городов с недоверием смотрели на новинку. Понадобилось более 20 лет с момента запуска первого образца, прежде чем в Санкт-Петербурге на маршрут вышли трамваи. С тех пор этот вид общественного транспорта прочно вошёл в жизнь больших городов России.

При жизни Фёдор Апполонович Пироцкий не получил признание. Быстро забылось, что это он изобрёл трамвай. В наше время имя талантливого изобретателя носит Невский завод электрического транспорта в Санкт-Петербурге.

(189 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст 6 Федор Аполлонович Пироцком, включив в пересказ слова из книги «Этот старый новый трамвай»:

«Горожане были в восторге от новинки, Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу».

Подумайте, где лучше использовать слова из книги в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском учёном-химике Дмитрии Ивановиче Менделееве (1834–1907).

Будущий русский учёный родился в многодетной семье, он был семнадцатым ребёнком. В детстве Менделеев не отличался прилежанием в учёбе, труднее всего ему давался латинский язык. На первом курсе нерадивый студент Главного педагогического института «провалил» все экзамены, кроме математики. Всё изменилось в конце обучения: Менделеев увлёкся химией. Он защитил диссертацию, вёл научную работу в Германии и России.

В 1869 году, работая над учебником «Основы химии», Дмитрий Иванович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный выяснил, что свойства известных в то время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса. Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных тогда химических элементов и описал их свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты.

Дмитрий Иванович был разносторонним человеком: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола, основал Главную палату мер и весов в России. Менделеев много путешествовал. Одним из его необычных увлечений было изготовление чемоданов, которые отличались небывалой прочностью. Секрет заключался в особом клее, который учёный изобрёл сам.

Деятельность Дмитрия Ивановича свидетельствует о силе ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.

(189 слов) 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Дмитрия Ивановича Менделеева:

«Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд, не только бесполезен, но и прямо вреден».

Подумайте, где лучше использовать слова Д.И. Менделеева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух.

Выразительно прочитайте вслух текст о командире батальона «Спарта» Владимире Артёмовиче Жóге (1993-2022). 

 Владимир Артёмович Жóга - обычный парень, выросший в городе Славянске и ставший Героем Донецкой Народной Республики и Героем России. Жизненный путь командира разведывательного батальона «Спарта» Владимира Жоги навсегда останется примером для наших соотечественников. Владимир родился уже в новой Украине. Он рос обычным мальчишкой: учился, занимался спортом, строил планы на жизнь. Но грянул 2014 год. После того как на Донбассе начался военный конфликт, стали гибнуть люди, Владимир решил вступить в народное ополчение. Его всему и сразу научила война. За восемь лет он получил много ранений, участвовал в самых тяжёлых сражениях на Донбассе.

Своей главной мечтой Владимир Артёмович, безусловно, считал освобождение Донбасса и последующее возвращение региона в Россию. К сожалению, до полного освобождения Донбасса Владимир так и не дожил. Его батальон с символическим названием «Спарта» помогал эвакуироваться жителям Волновахи, которые фактически стали заложниками украинских боевиков, целенаправленно обстреливавших людей, покидавших посёлок. Владимир Артёмович лично руководил эвакуацией мирных жителей, во время которой получил смертельное ранение.

6 марта 2022 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении командиру батальона «Спарта» Владимиру Артёмовичу Жоге звания Героя России посмертно. (173 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Андрея Савельева, друга Владимира Артёмовича Жоги:

«Русский Донбасс обязательно будет свободным, и новые поколения мальчишек в Донецке, Луганске, Славянске и Краматорске будут расти на примере нашего Владимира и других героев Донбасса, с оружием в руках вставших на защиту своей земли».

Подумайте, где лучше использовать слова А. Савельева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух.

Выразительно прочитайте вслух текст об известном театральном режиссёре Константине Сергеевиче Станиславском (1863-1938).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Станиславский - псевдоним известного театрального режиссёра, его настоящая фамилия Алексеев. Он был сыном богатого промышленника, много лет проработал на фабрике отца, был одним из её директоров. С детства Станиславский увлекался театром, играл в театральном кружке.

В юности Константин Сергеевич организовал театральное общество, необычные спектакли которого привлекли внимание не только публики, но и театральных драматургов, среди которых был Владимир Иванович Немирович-Данченко. Вместе они решили создать новый театр.

Театральная система того времени была несовершенной и нуждалась в преобразованиях. В 1898 году состоялось открытие Московского художественного театра. Станиславский и Немирович-Данченко считали, что основным принципом нового театра должна стать достоверность исторической и бытовой атмосферы на сцене, точность деталей. Именно здесь состоялась премьера пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка», которая стала театральной легендой, а силуэт летящей чайки - эмблемой театра.

Во МХАТе родилась новая театральная система - система Станиславского, согласно которой актёр должен вживаться в роль, обладать искусством перевоплощения, а не изображать чужие чувства. «Не верю!» - эта фраза режиссёра стала крылатой и означает, что в игре актёра чувствуется фальшь, ненатуральность. Свои взгляды на театр, актёрское мастерство Станиславский изложил в книгах «Работа актёра над собой», «Моя жизнь в искусстве». Театральная система Станиславского более 100 лет популярна во всём мире, а созданный им театр и сегодня распахивает свои двери для зрителей.

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания. Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Константина Сергеевича Станиславского: «Программа начинающегося дела была революционной. Мы протестовали против старой манеры игры, театральности, ложного пафоса». Подумайте, где лучше использовать слова К.С. Станиславского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

(200 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Константина Сергеевича Станиславского:

«Программа начинающегося дела была революционной. Мы протестовали против старой манеры игры, театральности, ложного пафоса».

Подумайте, где лучше использовать слова К.С. Станиславского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском художнике Оресте Адамовиче Кипренском (1782–1836).

Орест Адамович Кипренский – русский художник, график и живописец, мастер портретов, лучшие из которых созданы в 1820-х годах. Работы Кипренского отличает то, что практически все они построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его индивидуальность.

В возрасте 15 лет Кипренский стал студентом Академии художеств, особое внимание уделяя портретной и исторической живописи. Уже в начале обучения юноша снискал славу талантливого и усердного ученика, неоднократно получал награды Академии. Он был художником-романтиком, первым из портретистов, передавших на картинах ценность и красоту духовного богатства человека. Источник вдохновения для своего творчества он искал всюду: после утомительного сидения в рисовальных классах бродил по набережной Невы и читал нараспев стихи…

В мае 1827 года литератор Антон Дельвиг уговорил Александра Пушкина позировать Кипренскому. Поэт иронично относился к своей внешности и не любил позировать художникам, но на этот раз согласился. В результате был создан самый удачный портрет, запечатлевший образ великого русского поэта. Пушкин любил этот портрет и приобрёл его после смерти Дельвига.

Кипренский прославился не только как автор картин. Известны его монументальные росписи, украшающие стены храмов. Художник написал историю своей эпохи в лицах, создал энциклопедию русской жизни: множество ярких характеров, интересных судеб, широчайший диапазон неповторимых личностей. Его картины – это уникальное наследие.

(196 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Оресте Адамовиче Кипренском, включив в пересказ строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которое он посвятил художнику:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз...

Подумайте, где лучше использовать слова А.С. Пушкина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об общественном деятеле, дочери знаменитого писателя Александре Львовне Толстой (1884‒1979).

У знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого было 13 детей. Самой младшей из дочерей была Александра. Родители дали ей хорошее домашнее образование. В 16 лет она стала верным другом, единомышленником и помощником отца. Александра Львовна была секретарём писателя, освоила стенографию и машинопись, писала под диктовку отца его дневник. Лев Николаевич назначил её распорядительницей своего литературного наследия. Она выполнила его волю и отдала права на издание произведений отца общественности.

Во время Первой мировой войны Александра Львовна была сестрой милосердия на фронте. За свою деятельность она была дважды награждена медалью святого Георгия – одной из самых значимых наград Российской империи, которую вручали за храбрость.

После Октябрьской революции Александра Львовна организовала в отцовской усадьбе Ясная Поляна музей и стала его первым директором. Кроме того, она возобновила работу яснополянской школы, основанной Львом Толстым.

В течение всей жизни Александра Толстая занималась общественной деятельностью. Она основала благотворительный Толстовский фонд, целью которого является помощь попавшим в трудное положение людям: дать приют, накормить, помочь найти работу. За время существования фонд подарил надежду более чем 500 тысячам человек. Всю жизнь Александра Львовна Толстая была верна идеалам отца, главной своей целью считая служение людям.

(182 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Александре Львовне Толстой, включив в пересказ слова Льва Николаевича Толстого:

«Я исключительно люблю Сашу. И рад, что люблю, и браню себя за то, что слишком исключительно».

Подумайте, где лучше использовать слова Л.Н. Толстого в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об архитекторе Алексее Викторовиче Щусеве (1873-1949).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Алексей Викторович Щусев с детства мечтал стать архитектором. Алексей много чертил, рисовал, изучал памятники зодчества. За свои рисунки он получал награды и похвальные листы. Закончив Академию художеств, Щусев отправился за границу на стажировку.

По возвращении в Россию зодчий увлёкся древнерусской архитектурой. Он восстанавливал старинные здания, впервые применил метод научной реставрации. Его работа положила начало российской реставрационной школе. Щусеву присвоили звание академика за разработанную им методику. Кроме восстановления старых зданий, Щусев строил новые в древнерусском стиле. Архитектор стал популярным, ему поручили постройку храма-памятника на Куликовом поле.

Революция 1917 года не помешала творческой карьере Щусева. Он принял новую власть и стал активно сотрудничать с ней. Уже через год после революции Алексей Викторович приступил к проекту реконструкции Москвы - «Новая Москва». Архитектор предложил расширить границы города, возвести новые магистрали, площади и набережные. Именно Щусев после смерти Ленина спроектировал мавзолей на Красной площади, который очень гармонично вписался в архитектуру площади. Алексей Щусев блестяще справился с работой и стал официально признанным главным советским архитектором.

Архитектурное наследие зодчего огромно: оно составляет более 40 проектов, среди них храмы, станции Московского метрополитена, жилые и административные здания, санатории. Он также основал Музей архитектуры, который сейчас носит его имя.

(188 слов)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Алексее Викторовиче Щусеве, включив в пересказ слова известного художника и искусствоведа Игоря Эммануиловича Грабаря:

«Реставрационная работа Щусева представляет исключительный интерес. Ему удалось включить в новые стены не только остатки ещё стоявших древних стен, но и обломки здания, которые были найдены в земле».

Подумайте, где лучше использовать слова И.Э. Грабаря в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Связанные страницы: